OBD (On-Board Diagnostic) - система встроенной диагностики автомобилей. С появлением устройств управления двигателями на основе микроконтроллеров, система самодиагностики стала их неотъемлемой частью . Для управления двигателем контроллер опрашивает множество датчиков, измеряет различные параметры и выдает команды на исполнительные механизмы. Естественно было бы глупо не нагрузить контроллер еще одной маленькой задачей. А именно сообщать по запросу о состоянии этих датчиков и сигнализировать, ну хотя бы на лампочку на проборке, если какие-то параметры будут не в норме.
Интересы разработчиков систем управления совпали с требованиями организаций по контролю за окружающей средой EPA (Environmental Protection Agency) and CARB (California Air Resources Board), которые выдвинули тебования по ограничению выбросов вредных веществ, содержащихся в выхлопе автомобилей. Таким образом контроль за чистотой выхлопных газов, а следовательно и контроль за нормальным сгоранием топлива , так же стал частью системы OBD.
Первые системы встроенной диагностики были чрезвычайно разношерстны Каждый автопроизводитель разрабатывал собственную систему. Это конечно привело к проблемам облуживания автомобилей на местах. Такая ситуация не могла продолжаться долго и были предприняты шаги по стандартизации систем встроенной диагностики. В середине 90 годов появились стандарты, которые регламентировали важные части системы диагностики. Стандартным стал разъем, к которому подключается диагностическое оборудование. Был зафиксирован ряд протоколов обмена информацией между контроллерами автомобиля и диагностическим оборудованием. Также был стандартизированы коды ошибок. С этого момента такие системы стали назвать удовлетворяющими стандартам OBD II.
Более подробно и развернуто описание OBD II изложено в статьях Сергея Газетина.
Далее подойдем к проблеме с практической точки зрения. Где же искать и как выглядит разъем OBDII ? Стандартом рекомендуется раполагать разъем таким образом, что бы он был доступен с водительского места и не требовалось использования инструмента для доступа к нему. Наиболее вероятные места расположения разъема диагностики следующие: под передней панелью, под крышкой центральной консоли у ручного тормоза, под пепельницей, у блока предохранителей. Ниже в табличке указано размещение разъема у различных моделей Opel.
Opel Corsa B Под крышкой блока предохранителей, слева от водителя. | |
Opel Corsa C Под передней панелью, справа от водителя. | |
Opel Corsa D Под передней панелью, справа от водителя. | |
Opel Astra F Под крышкой блока предохранителей, слева от водителя. | |
Opel Astra G В центральном тонеле, под крышкой, под ручкой ручного тормоза. | |
Opel Astra H В центральном тонеле, под крышкой, под ручкой ручного тормоза. | |
Opel Vectra B В центральном тонеле, под крышкой, под ручкой ручного тормоза. | |
Opel Vectra C В центральном боксе, под крышкой, под пепельнецей. | |
Opel Zafira B В центральном тонеле, под крышкой, под ручкой ручного тормоза. |
Сам разъем выглядит следующим образом и имеет 16 контактов. Некоторые из контактов определены стандартом, оставшиеся используются производителями для своих нужд.
|
Для подключению к разъему OBDII требуется адаптер-интерфейс, который соединит с электронной начинкой автомобиля диагностический прибор или выполняющий его функцию компьютер. Долгое время основным стандартным адаптером служил K-line интерфейс. Однако электроника современных автомобилей теперь построена на использовании CAN (Controller Area Network) стандарта. Фактически в автомобиле существует локальная сеть из специализированных контроллеров, которые объединены шиной CAN. Для подключения диагностического оборудования к такому автомобилю требуется CAN адаптер.
Официальный дилерский прибор Tech 2 активно используется официалами для диагоностики автомобилей GM и Opel в частности. Представляет из себя специализированый микрокомпьютер со сменными адаптерами и блоком програмных насроек на карте памяти. В совокупности с программным коплексом TIS опеспечивает все необходимые функции для работы с автомобилями Opel
| |
Система диагностики OP-COM базирующаяся на персональном копьютере с OC Windows. Поддерживает все диагностические функции в рамках OBD II. Работает с K-line и CAN шинами. Поддерживает некоторые функции программирования блоков.
|