AutoPro, С-Петербург Россия, 1999-2024
Статей всего: 130, Обновление от: 10.09.2021 |

Двигатель Z16XEP
(просмотров - 183338)

Двигатель Z16XEP устанавливался в следующие автомобили Astra-G , Astra-H , Meriva-A , Vectra-C / Signum ,
Мотор Z16XEP является представителем семейства ECOTEC и устанавливался на автомобили Astra-G, Astra-H. Vectra-C, Meriva .
Z16XEP - бензиновый, 16 клапанный (DOHC) двигатель с изменяемым сечением впускного коллектора (система Twinport ) .
Мотор Z16XEP является потомком двигателя Z16XE.

Система управления мотором Multec-S MT35E, основана на уже известной системе Multec-S.. Основными отличиями стали:

  • Управление системой Twinport (PDA) посредством блока управления двигателем
  • Дополнительный датчик давления масла для регулировки холостого хода
  • Управление температурным режимом для управления двигателем вентилятора системы охлаждения и кондиционером, а также параметрическим терморегулятором

    Перечислим основные отличия Z16XEP от своего предшественника Z16XE. Основными отличиями стали:

  • Абсолютно новая конструкция головки цилиндров с тарельчатыми толкателями и 2-мя разными впускными каналами для каждого цилиндра
  • Система Twinport (PDA)
  • Интегрированный модуль охлаждения жидкости с электрически управляемым термостатом и охлаждаемым антифризом клапаном EGR.
  • Насос охлаждающей жидкости отделен от зубчатой ременной передачи ГРМ и находится в одном корпусе с масляным насосом и натяжителем поликлинового ремня.

    Технические характеристики двигателя Z16XEP
    ТопливоБензин
    Объем см31598
    Мощность кв./лс. 77кв./105лс.
    Крутящий момент 150/3900
    Схема цилиндров4 в ряд
    Диаметр цилиндра (мм) 79.0
    Ход поршня (мм) 81.5
    Степень сжатия 10.5
    Количество клапанов 16
    Схема ГРМ DOHC
    Наддув нет
    Система управления Multec-S
    Открытие термостата (механ.) 105
    Открытие термостата (электр.) 90

    OP-COM - Astra-H Zafira-B - Обслуживание Z16XEP

    Сканер OP-COM позволяет обслуживать основные функции мотора Z16XEP автомобиля Astra-H (Zafira-B). Доступны следующие возможности:

    [ Fault codes ] - Чтение и стирание ошибок в блоках.

    [ Measuring blocks ] - Блоки данных. Измерение и контроль параметров и данных блока управления в реальном времени.

  • Перечень данных диагностики 1
  • Перечень дополнительных данных 1
  • Показать состояние иммобилайзера
  • Состояние моторного масла
  • Считать значение счетчика км
  • [ Output tests ] - Тесты испольнительных устройств

  • Тест реле топливного насоса
  • Тест катушки зажигания цилиндра 1
  • Тест катушки зажигания цилиндра 2
  • Тест катушки зажигания цилиндра 3
  • Тест катушки зажигания цилиндра 4
  • Тест эл.-магн.клап.рецирк.отр.газа
  • Тест деактивации отверстия
  • Тест клапана вентиляции топл. бака
  • Тест реле кондиционера
  • Тест реле 1 охлажд. вентилятора
  • Тест реле 2 охлажд. вентилятора
  • Тест компрессии
  • Тест индикатора неисправности
  • [ Programing ] - Программирование, кодирование и изменение конфигурации блоков.

  • Сброс ECU
  • Прогр. конфиг. CAN-Bus выс. скор
  • Конфигур. варианта программы
  • Программировать окружность шины
  • Сброс массива данных обуч. конт.О2
  • Программирование идентификационного номера транспортного средства
  • Счетчик километров
  • Z16XEP c частью навесного оборудования

    Интегрированный модуль системы охлаждения Z16XEP

    В одном корпусе объединены электрически управляемый термостат и охлаждаемый антифризом клапан EGR . Регулировка температуры ОЖ происходит в зависимости от следующих факторов:

  • Частота вращения
  • Состояние нагрузки двигателя
  • Включенная передача
  • Наружная температура

    1. Корпус термостата
    2. Соединение нагревательной спирали термостата
    3. Шланг охлаждающей жидкости корпуса дроссельной заслонки
    4. Датчик температуры охлаждающей жидкости
    5. Охлаждаемый водой клапан EGR
    6. Соединения шлангов обогрева
    7. Труба охлаждающей жидкости насоса охлаждающей жидкости

    В соответствии с этим осуществляется регулирование на 2-х уровнях температуры:

  • 105° C: Уровень температуры ОЖ для холостого хода до диапазона средних частичных нагрузок. Этот уровень температуры управляется термически посредством расширительного элемента терморегулятора.
  • 90° C: Уровень температуры ОЖ для верхнего диапазона частичных нагрузок до полной нагрузки. Этот уровень температуры регулируется электрически с помощью нагревательной спирали посредством сигнала от блока управления двигателем.

    В моторе Z16XEP применен клапан EGR охлаждаемый антифризом. Клапан установлен в интегрированном блоке системы охлаждения и служит двум целям.

  • Охлаждает выхлопные газы поступающие к клапану EGR и таким образом несколько облегчает тепературный режим работы этого клапана.
  • Греет охлаждающую жидкость и уменьшает время прогрева и выхода мотора на рабочую температуру.

    Реализация TWINPORT на двигателе Z16XEP

    В моторе Z16XEP применена классическая схема Twinport . Вот как описывает ее автомастер с ником RS-232.

    Я решил разобраться до конца в этом вопросе и надыбал этот узел твинпорта живьём....Сам коллектор состоит из двух частей-верхняя,предполагаю, и называется фланцем.В нём смонтированы:рампа форсунок(можно снять отдельно),заслонки(вот их снять без поломки вряд ли возможно-конструкция на вредных стопорах),пневмоклапан с электроклапаном (смонтированы в один узел,находится сбоку-можно демонтировать),далее соответственно ось привода заслонок и датчик положения(типичный ДПДЗ),стоящий отдельно.Разрежение подводится через вакуумную трубку.Нагара там в коллекторе-мама не горюй,а каналы подвода выхлопных газов от клапана рециркуляции вообще как забетонированные.....На ХЕР обнаружил интересную вещь.Выработка на оси заслонок самая сильная(яйцо) на ближней к пневмоприводу заслонке,тогда как на самой дальней её практически нет.

    По мере износа механизма Twinport и нарушения калибровки граничных значений датчика, диагностируется ошибка P1113. Методы устранения этой проблемы описаны в статье Двигатель Z16XEP . Неисправность TWINPORT. ( установлен код P1113)

    Впускной коллектор Z16XE, Z16XEP

    Впускной коллектор традиционной конструкции и не стоил бы отдельного упоминания , если бы не имел досадный дефект. По мере эксплуатации мотора, крепление внутренних деталей коллектора разбалтывается и издает цокающий звук, который похож на звуки при неисправности гидрокомпенсаторов. Ситуация осложняется тем, что дилеры обычно предлагают замену впускного коллектора в сборе, а это очень не дешевая деталь.
    Переменные нагрузки давления воздуха , которые воздействуют на внутренние детали коллектора способны не только расшатать крепление , но и даже сломать детали коллектора. Поэтому если процесс начался , то есть смысл разобрать коллектор и устранить неисправность.

    Вот как описывает процесс ремонта zahar41 - владелец мотора Z16XE .

    Ура!!! Я нашел причину треска и устранил ее, Двигатель шуршит. Хочу поделиться опытом.
    Предыстория.
    1. Поменял гидрокомпенсаторы
    2. ГРМ и ролики тоже заменены.
    В итоге треск (стук) так и остался и шел из впускного коллектора.
    Снял впускной коллектор и разобрал его. Если назвать его грязным - это очень мягко сказано - 3 мм кокса на всех стенках. Коллектор состоит из 4-х частей - две внешние и две внутренние половинки, Вся загвоздка крылась во внутренней части верхней половинки коллектора, она крепиться к верхней части двумя болтами по середине, эти два болта, как-бы, создают ось вращения внутренней части, а так как разрежение воздуха в коллекторе большое то в зависимости от того какой цилиндр воздух засасывает внутренняя часть верхней половинки коллектора притягивается ток одному краю то к другому издавая очень громкий стук. Лечится уплотнением всех соединений и стыков, главное убрать люфт внутренней части верхней половины коллектора.

    Откручиваете болты 3 и аккуратно вынимаете внутреннюю часть (она на герметике, надо нагреть), в местах 4 между внутренней и внешней частью, я проложил фторопластовые кольца (что бы внутренняя часть не болталась), в места 2 вырезал и приклеил полоски из паронита, что бы убрать зазор между 2-м и 1-м местом. Вся проблема в том, что внутренняя часть люфтит и если поочередно нажимать на места 1 будет видно, что она шатается и стучит по корпусу.

    P.S. Естественно надо все намыть, а вторую половину коллектора (большую) надо очень хорошо нагреть просто так она не вытащится. При сборке старый герметик удаляется, а новый наносится на те же места где был старый.

    Руководства по устранению типовых проблем.


    Двигатель Z16XEP . Неисправность системы TWINPORT. (установлен код P1113)
    Двигатель Z16XE1/LET/LER/XEP/XER/Z18XER - Свистящий шум

    © Autopro


    03.12.2012 17:33:31
    TOLIK --> у меня такая проблема тянет воздух через сапун в енжектор с такой силой что невозможно открить кришку заливки масла говорят гдето есть клапан подскажите пожалуста может кто сталкивался с такой проблемой

    05.12.2012 10:32:58
    Autopro --> В  крышке головки блока есть клапан вентиляции картерных газов. При разрушении мембраны клапана появляются симптомы описанные вами.   Парой строк выше вашего сообщения есть ссылка "Свистящий шум" . Это статья из TIS по этой типовой проблеме.

    02.01.2013 01:05:21
    Sveikas --> Спасибо за интересный ресурс. Купил 5 летнюю Aстру с убитым двигателем. Заменил z16xep на почти новый из англичанина, но при первом пуске долго горела лампочка, хотя комп сервиса показывал "pressure OK". Мастер успокоил, что это ошибка компа авто или виноват датчик давления масла. Датчик заменили-сразу все хорошо, но при пуске холодного движка около 5 мин горит красная. При теплом двигателе сигнал гаснет в полоборота. Масло табельное синтетика. Мастер чешет репу. Кто виноват и что делать?

    02.01.2013 11:58:07
    Autopro --> Думаю что следует для начала измерить давлние обычным манометром, а уже после этого принимать решение где искать проблему. Но судя по вашему описанию, проблема скорее всего в механической части

    02.01.2013 15:49:51
    Autopro --> Думаю что следует для начала измерить давлние обычным манометром, а уже после этого принимать решение где искать проблему. Но судя по вашему описанию, проблема скорее всего в механической части

    02.01.2013 22:22:37
    Sveikas --> Спасибо за оперативность.
    Меня зацепило на этой странице выше: "Система управления мотором Multec-S MT35E, [..>
    Дополнительный датчик давления масла для регулировки холостого хода"
    Что за доп датчик давления? Не он чудит?
    Странно то, что при самую малость подогретом движке лампочка гаснет сразу. Мех маннометром мерили, давление идеальное - движок 35 тыс пробегом, но мерили на теплом движке - небыло времени ждать, пока остынет. Шеф свалил всю вину на комп, сказав вполне логично, что движок за 5 - 10 мин. работы без давления после каждого холодного старта должен давно откинуть копыта...
    Кстати, с первым двигаталем были все свисты и трески, методы устранения которых описываете. Жаль, что не почитал - потратил зря уйму времени.
    Я отпишусь, как решилась проблема.

    03.01.2013 00:16:07
    Autopro --> Насколько я помню, на этом моторе может быть 2 датчика давления масла. Один в блоке цилиндров и другой в головке блока.  Причем тот что в головке блока может не устанавливаться в зависимости от года и комплектации. В любом случае надо сканером в "Блоки измерений (данных) " проверить показания по обеим датчикам. Если у вас блок управления настроен на два датчика , а по факту только один, то возможно блок считает что давления по датчику из головки блока нет.  Но если так , то в блоке управления двигателем должна висеть ошибка, что блок не видит одного из датчиков. Проверьте эту версию.. возможно поможет. 

    03.01.2013 00:54:44
    Sveikas --> Спасибо большое!

    29.04.2014 05:38:18
    sierdnas --> Dоброе утро, подскажите пожалуста cколько времени делается ремонт (Впускной коллектор)?

    29.04.2014 09:57:59
    Autopro --> sierdnas Думаю что этот вопрос лучше задавать механикам, а я скорее электронщик и программист. Но по моим понятиям снять и поставить впускной коллектор дело нескольких часов.

    06.05.2014 17:17:32
    diks2010 --> привет не понимаю  что за проблема
    при включение по воротника он начинает очень интенсивно моргать . и  еще при включение  ближнего света  пропадает звуковой сигнал (но когда ближний выключен все работает )подскажите пожалуйста в чем проблема 
    спасибо заранее

    07.05.2014 14:30:44
    Autopro --> diks2010  Было бы неплохо знать о какой машине идет речь. 

    04.11.2015 22:20:01
    evening --> За статью и фото огромное спасибо.Приятель просил на Z16XEP отрегулировать клапана.Звук был очень похож на увеличенные зазоры,но смутила информация о том,с какой скоростью неисправность прогрессировала.Ну не может в течении 2-х недель разом загрохотать.После прочтения статьи снял коллектор(только улитку) и действительно,как на фото,ослабли крепления внутренней части верхней крышки.Затянул с фиксатором резьбы,стуки пропали.Respect автору.

    18.02.2019 00:35:36
    gleb --> У меня проблема с шумом в геометрии, как описано в конце статьи.

    Возможно ли разобрать и починить самостоятельно? Ни один сервис не стал браться за это.




    Комментарии без регистрации запрещены. Зарегистрируйтесь.