AutoPro, С-Петербург Россия, 1999-2024
Статей всего: 130, Обновление от: 10.09.2021 |

Повышенный расход масла на моторах 1.6 Ecotec.
14.12.2008 (показов - 115887 )
Проблема повышенного расхода масла на бензиновых моторах 1.6 Ecotec, давно известна владельцам этих моторов. Однако это никак не облегчает их участь. Даже совсем свежие экземпляры вдруг начинали потреблять масло в серьезных количествах. Речь конечно идет о 16 клапанных моторах X16XEL и его наследниках X16XE и даже Z16XE. Владельцы Vectra-B и Astra-G c такими моторами естественно обратились к производителю с вопросами. На что OPEL ответил сервисным бюллетенем, в котором рекомендовал всего лишь заменить все поршни и кольца. Как говориться - "а в остальном прекрасная маркиза все хорошо…" При этом указывался порог расхода масла, при котором рекомендовалось делать такую замену. Он составлял 750 грамм масла на 1000 км. пробега. До этого порога, фирма OPEL считала мотор исправным. Такой метод отмазки чрезвычайно понравился OPEL и до сих пор в техническом руководстве, прилагаемом к новому автомобилю Astra-H в 2008 году , указывается норма расхода масла 600 гр. на 1000 км.

Но серьезные проблемы в цилиндропоршневой группе оказались не единственными. В 2003 году производитель выпустил еще один бюллетень для двигателя Z16XE, на сей раз он касался замены головки блока в сборе.

От таких откровений, владельцы автомобилей у которых закончилась гарантия, начали искать решение проблемы самостоятельно. Направление поисков уже обозначены самим OPEL , да и логически понятно что у масла в цилиндр только два пути. Один через поршневые кольца, другой через направляющие клапанов.

Версия проблем с поршневыми кольцами была хорошо сформулирована на форуме сервера astra-club.ru, одним из автомехаников с ником "Ворчун". Вот краткое изложение его мнения.

Вот три поршня:

Слева - Х14ХЕ, в середине - Z16XE, справа - C16NZ Нижнее кольцо - маслосъёмное - на среднем поршне - имеет ширину 2.5 мм (а NZ - 3 мм.) Это раз. Второе. Маслосъёмное кольцо должно омываться маслом, для этого в канавках поршня делают или отверстия или (как на NZ-моторе) целые прорези. (На фото внизу)

а на моторе Z16 XE таких канавок нет. Вместо этого сделаны просто каналы для слива масла. (см фото)

В результате происходит застой масла в канавке маслосъёмного кольца, что в конце концов приводит к закоксовыванию колец.

Вот вам и весь "масложор". Это происходит в подавляющем большинстве случаев. Конечно, немаловажную роль играет и головка блока. Но статистика - вещь упрямая. Простой пример: Моторы X14XE X16XEL имеют ОДИНАКОВЫЕ(!!!) головки. Они даже имеют двойную маркировку - на два мотора сразу. Первый мотор (1,4) не жрёт масло, а второй(1,6) - жрёт. Догадываетесь в чём причина?
© Ворчун

Другая версия, проблем с головкой блока озвучена на украинском форуме opel-club.com.ua. Автор с ником "Simon" довольно детально разобрался с проблемой.

Сегодня наконец то разобрал ГБЦ. Когда рассухарил и вытащил клапана, ситуация вроде бы стала проясняться.
Как видно на фотографии №2 (выпускные клапана), нагара там более чем. На впускных клапанах, его тоже немало (фото №3). А теперь самое интересное. Когда снимал клапана, обратил внимание на люфт клапана во втулке. Люфт заметный, даже в рабочем открытом положении клапана. Люфтят они все. Что впускные клапана, что выпускные. Хотя по книге, зазор между клапаном и втулкой составляет 0.03 мм, т.е. люфт я бы рукой не ощутил. Я его и не ощутил, на одном единственном клапане. 2-м впускном в 1-м цилиндре. 1-й клапан этого цилиндра болтался, 2-й нет. А теперь самое интересное! Смотрим внимательно на фото ГБЦ (фото №1). Месторасположение этого клапана видно сразу. Там нет нагара! И на самом клапане его тоже, заметно меньше, чем на соседних! (фото №2) Так что вроде причина жора масла ясна. Похоже таки конструктивный пр...б с диаметром втулок клапанов. Клапана там болтаются, разбивая втулки. К 70-100 тыс (чаще раньше) разбиваются и сальники клапанов, и имеем жор масла.

В общем мои дальнейшие действия. Везу голову с клапанами на СТО, при заводе (или институте) Патона. Они там как раз на этом специализируются, и по отзывам хорошо делают. Координаты мне дали.

В общем такое, собранное с миру по нитке, резюме, относительно этих Z16XE Ecotec. У них конструктивно, очень большой зазор в паре клапан-втулка. Классически, на таком диаметре клапанов (5.995-5.970 мм), зазор составляет 0.03 мм на впускных клапанах и 0.04 мм на выпускных. Причем в мануале по этим двигателям, величина 0.03 мм указана как предельно допустимая. Кстати этот зазор соизмерим с толщиной масляной пленки.
С завода же, эти моторы идут с зазором клапан-втулка 0.07 мм (по словам ребят с Патона). Причем это действительно стандартный размер, т.к. промеряли диаметры стержня клапанов и нутриметром диаметры втулок. Втулки были не разбиты, все в заводском размере. Субъективно, там зазор был даже больше, т.к. рукой ощущался люфт клапана во втулке. Единое мнение всех мотористов, с которыми консультировался: это ненормально.
Через этот увеличенный зазор, масло и попадает в камеры сгорания. Люфт разбивает сальники клапанов и, думаю, что достаточно быстро убивает гидрокомпенсаторы, во всяком случае по словам специалиста гидрики были дохлые и я их поменял. Поменяли также 3 клапана, из за биения стержня. Дальше сгоревшее масло попадает через клапан рециркуляции опять во впускной коллектор, выводит из строя лямбда-зонд и т.д. и т.п. Фотографии мотора вы видели.
Именно поэтому, капиталка (даже полная) этого мотора, почти не помогает, т.к. идет замена на стандартные детали и увеличенный зазор клапан-втулка никуда не девается. Мне точили втулки клапанов, именно под правильный зазор 0.03-0.04 (впуск-выпуск), конкретно под мои клапана. Точнее перетачивали с какого то "японца". Есть еще вариант, это хромирование стержня клапана, но тут мнения у специалистов спорные.
ЦПГ, можно было не трогать. Зазор в замках старых и новых колец, отличался на 0.05 мм. Я их поменял только потому что купил новые (Goetz). Родные кольца (АЕ), были не залегшие и свободно ходили в канавках поршней.
© Simon

Лично мне , конструктивный просчет с посадкой маслосъемных поршневых колец , приводящий к их залеганию в канавках, кажется наиболее существенным. Однако и дефекты в зазорах клапан-направляющая клапана , так же могут служить источником проблем. Особенно если учесть, что нередко маслоотражательные колпачки слетают с посадочных мест и тогда расход масла становится очень значительным. .
© Autopro

Коментарии к статье пока отсутствуют.

Комментарии без регистрации запрещены. Зарегистрируйтесь.